Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2023» Олег Янковский специально для нашего портала ответил на вопросы о себе, педагогической практике и своих наставниках.
Олег Янковский преподает русский язык и литературу в школе Министерства иностранных дел России в столице Ирана Тегеране.
- Почему вы выбрали профессию учителя, и почему именно русский язык и литература?
Русский язык я всегда знал хорошо, помогала орфографическая зоркость. На первом курсе факультета русской словесности Пединститута СГУ мне понравились преподаваемые предметы, на втором и третьем курсах я впервые поработал с детьми в рамках вожатской практики, на четвёртом попал на практику в школу и объединил любовь к предметам и любовь к работе с детьми, а на пятом принял участие в студенческом конкурсе педагогического мастерства «Шаг в профессию», который в итоге выиграл.
- Расскажите о своём первом рабочем дне в школе?
Я помню первое общешкольное родительское собрание: тогда я впервые вышел на публику как сотрудник лицея. Мой директор Роман Русланович Овсенёв объявляет меня, я иду к сцене, а родители шепчут: «Господи, какой молодой…»
Я тогда очень неуверенно себя чувствовал, но потом собрался и провёл своё первое родительское собрание хорошо, со всеми познакомился, записал все просьбы и предложения.
- Кто Ваш главный наставник?
Мой самый главный наставник – это дети. Именно они стимулируют меня придумывать что-то новое, самосовершенствоваться, они подсказывают мне, какие приёмы и фишки им больше нравятся, дети – мои самые строгие и справедливые критики.
Если называть наставников в прямом смысле слова, то их несколько: Ольга Ивановна Дмитриева – моя научная руководительница, человек глубочайших знаний, обладающий природной взвешенностью и интеллигентностью. Она смиряла мой угловатый максималистский характер, оберегала от излишней радикальности суждений, но всегда поддерживала и мягко направляла; Наталия Леонардовна Гусакова – учительница русского языка и литературы в лицее, в котором я проработал первые 5 лет. Она была превосходно образованна, но при этом в душе была бунтаркой, и мне очень нравился её образ. Она щедро делилась и книгами, и идеями, и приёмами. Сейчас её уже нет с нами, но я храню память об этом человеке.
Я очень благодарен за поддержку близким, моей жене Людмиле. Это человек, вкусу которого я безоговорочно доверяю. На всех конкурсных испытаниях она была моей «фокус-группой» и подсказывала, что смотрится выигрышно, а что лучше изменить.
- Ваша жена тоже педагог. Это совпадение или один из критериев при выборе спутницы жизни?
С женой всё просто: мы учились в одной группе. На 3 курсе начали встречаться, а сразу по окончании вуза поженились, и сейчас уже 8 лет в браке. Мне нравится, что мы оба педагоги: много общих ценностей, общие темы для разговоров, даже школа одна и та же. Но у нас очень разные характеры, и это прекрасно, мы в гармонии друг с другом.
- Если у вас спросят, с чего начать знакомство с русской литературой, какое произведение посоветуете?
Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, кто спросит: ребёнок, взрослый или иностранец.
Ребёнку посоветую прочитать сказки и были Л.Н. Толстого из его «Азбуки». В них очень простые сюжеты убедительно и ярко сообщают очень простые и такие важные истины жизни.
Если спросит взрослый, который раньше не читал русской литературы, я предложу ему пушкинские повести Белкина. Это увлекательно, бесконечно талантливо написано, при этом сюжет повестей часто острый, неожиданный, композиция некоторых повестей нелинейная, а круг проблем близок любому человеку.
Иностранцу я бы порекомендовал Чехова как одного из самых популярных русских писателей в мире. Также для знакомства с настоящим русским колоритом я бы предложил творчество Лескова.
- Вы живете и работаете в Иране. Легко ли быть учителем русского языка и литературы за рубежом? Наверняка на учеников оказывает влияние место их жительства, менталитет местного населения?
На самом деле, никакой разницы в преподавании русского и литературы в поликультурной среде по сравнению с обычной русской школой я не чувствую. Иранцы, таджики, узбеки, кыргызы и другие иностранцы, которых я учу, с большим уважением относятся к моим предметам, поэтому стараются хорошо писать и говорить, читать произведения. Я только обогащаюсь как учитель, как профессионал, общаясь с ними, узнавая их традиции и сравнивая чужие устои с нашими.
- У вас есть какие-то собственные наработки, чтобы объяснить ученикам какие-то сложные правила русского языка? Помочь запомнить, например, «надел»-«одел», «тся»-«ться»?
Есть шедевральные находки прошлого, которые есть смысл использовать всегда. Например, «Надеть одежду, одеть Надежду» или «цЕлУЮ, мИлАЯ» в изучении спряжений глаголов. Для запоминания ударений мы сочиняем рифмы (Блёклая свёкла намокла). А вот для -тся/-ться у меня есть такое вступление для урока: я показываю несколько скриншотов из интернета, где пользователи единогласно называют ошибку в этом правиле самой раздражающей, говорящей о тотальной безграмотности автора текста. И так мотивирую детей как следует выучить правило, чтобы не испортить первое впечатление.
- Вы предложили Президенту РФ открывать российские школы в дружественных России странах. Как вы видите реализацию этого проекта и зачем такие школы на ваш взгляд нужны?
Вариантов реализации много: либо передавать документы и опыт организации образовательного процесса для иностранных школ, либо командировать в иностранные школы коллективы педагогов, либо обучать местных педагогов русским стандартам образования и воспитания, либо просто строить русские школы. Такая практика уже есть: президент 1 сентября 2023 года участвовал в церемонии заложения первого камня в фундамент сразу трёх русских школ в Кыргызстане.
Такие школы смогут ещё шире распространять русскую культуру, и это будет та самая мягкая сила, о которой говорят дипломаты и политики. Иностранцы, понявшие прелесть русского языка и глубину русской литературы, всегда будут с уважением относиться к России.
- У вас есть любимчики среди учеников? Вообще педагог может выделять кого-то из ребят?
Вопрос провокационный (улыбается). Отвечу так же парадоксально: все мои ученики — любимчики, но вообще-то у меня любимчиков нет. Даже если внутри себя я выделяю какого-то ученика, то об этом никто не узнает. Педагог должен выделять всех и подсвечивать их уникальные стороны: у одного это знания, у другого – старательность; у третьего – артистизм, у четвёртого – чувство юмора и так дальше.
На мой взгляд, всё, что нужно школьнику, помимо знаний – эмпатия, чувство замеченности и сопричастности. И если их проявлять ко всем, то каждый будет чувствовать себя любимчиком.
Источник: https://педагогнаставник.рф/eksklyuzivnoe-intervyu-pobeditelya-konkursa-uchitel-goda-rossii-2023/