17 сентября 2021 года Институт стратегии развития образования РАО провел важный вебинар по повышению функциональной грамотности обучающихся школ. Евгений Евгеньевич Семченко (директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ) представил алгоритм деятельности региональных систем образования по подготовке школ к исследованию PISSA (апрель 2022 года).
Сергей Владимирович Станкевич (директор Федерального института оценки качества образования) представил анализ результатов исследования читательской, естественно-научной и математической грамотности школьников четырех тысяч школ России за период 2019-2020 года. Отметил, что среди эффективных педагогических практик, помогающих детям успешно пройти исследование PISSA, важную роль играют адаптивные педагогические практики и продуктивное взаимодействие. В первую очередь, важен учет индивидуальных особенностей детей, дифференцированные задания для учащихся, применение индивидуального подхода. Он предлагает внедрить в учебный процесс по математике и естественно-научным предметам в 8-9 классах практику работы с банком заданий по функциональной грамотности, расположенных на сайте ФИОКО. Сергей Владимирович предложил объединить усилия педагогов на уровне муниципалитета по обмену опытом между педагогами по включении в учебный процесс практических заданий по функциональной грамотности. С его слов, важно продолжить систему поддержки школы проекта 500+.
Галина Сергеевна Ковалева (заведующая Центром оценки качества образования ФГБНУ ИСРО РАО) представила показатели оценки деятельности стран по управлению качеством образования. Основываясь на международных трендах, со слов Галины Владимировны, институт внес коррективы в рабочие программы. Она представила методологические основания разработанных заданий для банка PISSA, ресурсы сети интернет, где расположен банк заданий. Со слов Галины Сергеевны, Алтайский край вошел в число регионов по апробации заданий в 6-10 классах по формированию функциональной грамотности. Среди эффективных практик по формированию функциональной грамотности особое внимание она предлагает отдать исследовательским и проектным практикам. Важно повысить квалификацию учителей, – отметила Галина Сергеевна,- по выше обозначенному направлению, изучить профессиональные дефициты и помочь перестроить педагогам образовательный процесс.
Даниил Артемович Суханов (заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ ИСРО РАО) представил электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Со слов Д. Суханова, доступ к порталу могут иметь любые учителя, зарегистрированные на сайте российской электронной школы. Даниил Артёмович представил технические условия работы с порталом, представил инструкцию пользователя портала.
Подводя итоги вебинара, Татьяна Владимировна Суханова (и.о. директора Института стратегии развития образования РАО) уточнила первые шаги субъектов РФ по планированию методической работы с педагогами. Регионам предлагается создать команду из 6-и человек по каждому виду грамотности, в Институте стратегии развития образования РАО еженедельно будут проводиться вебинары для региональных команд по разбору каждой группы заданий банка по функциональной грамотности (Портал “Единое содержание общего образования”: https://edsoo.ru/). Обученная команда, в свою очередь, будет транслировать опыт всему педагогическому сообществу.
Ссылка на запись вебинара: https://www.youtube.com/watch?v=MT5_wFeJvlk/